logo2.gif
Профессиограммы
Видео
Радиопередачи
Статьи
Профессиональные праздники
Детский взгляд
Общество будущего
Взгляд изнутри






Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    
Взгляд изнутри

Физик

Профессия физик - странное сочетание, есть ли вообще такая профессия?
На самом деле есть официально получаемая на физическом факультете МГУ специальность — физик, именно это пишут каждому новому специалисту в дипломе —  присвоена квалификация физик по специальности физика или астрономия.
    На физическом факультете МГУ два основных направления обучения, которые в дальнейшем уже могут дробиться на более узкие специальности, так можно выделить условных физиков теоретиков и физиков экспериментаторов, в каждое направление относят различные кафедры более тесно связанные с экспериментом или менее связанные с экспериментом. Точно так-же и с профессиями в МГУ есть научные должности — научные сотрудники, младшие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, а есть учебные должности — ассистент, преподаватель, доцент, профессор, но поскольку основная задача МГУ — образовательный процесс, то вне зависимости от занимаемой должности любой сотрудник (кроме лаборанта) может быть направлен заведующим своей кафедры на ведение семинарских занятий студентам, если конечно, он хочет карьерного роста и получения навыков работы с его возможными научными подопечными. Общая специальность физика может дробиться на еще более узкие области: радиофизика, ядерная и атомная физика, квантовая теория поля, физика ускорителей, медицинская физика. Однозначно также можно сказать, что профессии ученый нет в природе, ученый, это человек которого учили, означает ли это что он занимается научными изысканиями — совершенно не обязательно. Человек, который исследует мир в том или ином направлении, это всегда исследователь, он также может заниматься преподавательской деятельностью.
    Поступая на физический факультет МГУ, я знала что физический факультет готовит научные и преподавательские кадры для высшей школы Российской Федерации. До поступления видела перед собой примеры людей, которые занимались научной и преподавательской деятельностью, это очень размеренная, спокойная работа, человек увлеченный обычно получает от такой деятельности массу удовольствия. Такое удовольствие можно сравнить с коробкой шоколада из которой ты волен без разрешения брать конфеты и никто не скажет «хватит», конфет бесконечно много, хватает на всех, каждую конфету можно попробовать с разными людьми и спросить их мнения о каждой. В процессе обучения выясняется, что прежде чем получить доступ к конфетам и получить возможность их раскусить, необходимо вскрыть коробку, причем процесс вскрывания чрезвычайно долог, сопряжен с необходимостью сидеть много за столом с кучей книг и решать сотнями учебные задачи про сферических коней в вакууме с целью на упрощенных физических и математических моделях освоить основные методы решения задач специфического типа. Одни из самых увлекательных занятий на факультете прикладные — практикумы, где своими руками студент запускает различные процессы, снимает  данные, обрабатывает их, анализирует и теоретически обосновывает тот или иной вывод из данного эксперимента. Полный цикл экспериментальной работы на базовых физических задачах каждого направления — механика, молекулярная физика, оптика и спектроскопия, электричество и магнетизм, атомная и ядерная физика.
    Сейчас в ВУЗах есть понятие «экватор» для физического факультета — не просто абстрактное неоконченное высшее образование при достижении которого тебя могут выгнать из ВУЗа со справкой об оценках и хоть с каким-то статусом. Для студентов физфака третий год решающий в личном научном плане. На 3 курсе перед новым годом  ставится вопрос выбора кафедры, только после того как студенты посмотрели и пощупали собственными руками каждое направление. 2,5 года общих курсов дают возможность студенту определиться, станет ли он физиком ядерщиком, волновиком, теоретиком или займется компьютерными методами. Ребята со второго курса начинают ходить на встречи с кафедрами, общаются с возможными научными руководителями, пытаются понять какая научная тематика интересна, перспективна, а может быть и прибыльна на их взгляд. Конечно оценка весьма субъективна, истинный вкус супа можно почувствовать только тогда когда его ешь и сам можешь рассортировать каждый нюанс.
    Для меня все было просто я уже на 2 курсе нашла своего научного руководителя с удивительно романтичным научным направлением — эффекты нелинейной электродинамики вакуума в лабораторных и астрофизических условиях. Сейчас я уже могу сказать точно - залогом успешного научного исследования для студента может быть сильная физико-математическая база, научный руководитель с актуальной тематикой и огромное количество терпения для кропотливой работы по расчетам.
    Студент физического факультета не должен бояться больших объемов математических расчетов или данных для анализа, объем данных, это великое счастье, плохо когда данных мало, объем расчетов — тоже не беда, хуже если имеющиеся методы решения дают «нефизичные» результаты, скука — показатель плохого понимания материала, это значит ты упустил что-то ранее или где-то ошибся. В этом случае ищите в себе силы сделать шаг назад и снова продолжить работу.
    За всем этим, как бы Вы не удивлялись, необходимо помнить еще Ленинские принципы касающиеся любого вида деятельности, кто не умеет отдыхать, тот не умеет работать, понимая под отдыхом смену вида деятельности, спокойную прогулку, спорт, никак не замусоривание головы синтетической жизнью, которой в реальности нет (ТВ и интернет). Средства связи очень хороши для обмена данными, помогут найти учебник, но не заменят живого человека рядом.
    Физический факультет, это люди, люди любопытные, увлеченные. Лектор — художник, который на специфическом языке пишет картину мира в том виде как ее поняли исследователи до него и видит он сам. Очень часто после третьего курса ребята теряют интерес к науке, обычно это связано с эмоциональной усталостью студента, тот объем работ, который он уже выполнил и отсутствие конкретного результата, который можно предъявить миру, как свое достижение конечно расстраивает, мало того, студенту предстоит освоить не меньший, значительно более сложный по уровню материал того научного направления, который он выбрал. Надо быть большим оптимистом и научиться очень спокойно относиться к необходимости вновь и вновь просчитывать руками или программно огромные массивы данных, как в песенке известного советского мультфильма „Ну а если упадешь? Снова встанешь и пойдешь“. Мне приходилось пересчитывать по 20-30 страниц длиннейших выражений, одна формула могла  занимать 5 строк горизонтально расположенного листа формата А4 (иногда очень выручал упаковочный материал из ИКЕИ) иначе это выражение просто невозможно было рассматривать и анализировать, необходимо видеть выражение целиком, и это было уже в сокращенной форме. Да , было так, что я приходила к научному руководителю, он смотрел на конечное выражение, говорил, что там не может быть какой-то степени и значит надо в 20 страницах длиннейших формул искать ошибку. Я приходила домой, открывала бумаги, начинала писать, сбивалась, брала цветные карандаши и размечала все символы — степени, индексы.
    Сейчас кроме научной деятельности я веду семинарские занятия по одному из разделов теоретической физики. Мне это нравится, у меня тоже есть доступ к «коробке конфет».
1

Еще о профессии

   Профессиограммы: Физик

 Видео: Физик,  

 Взгляд изнутри: Физик,  
 
 

← Вернуться к списку


В разделе находятся работы представленные на конкурс "Моя профессия"



Положение конкурса

Отзывы о конкурсе

Фото с награждения
Видео о конкурсе 

Яндекс.Метрика